Две стороны. Проклятие Драконов.
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.



 
ГалереяФорумПоследние изображенияГлавнаяРегистрацияПоискВход

 

 Рыцари

Перейти вниз 
АвторСообщение
Свар'Грай
Дон Кихот местного разлива
Свар'Грай


С нами больше года!! Заслуженный модератор! Автор самого красивого поста осени 2012
Пол : Мужчина
Умения: : Фехтование двуручным/одноручным мечом, щит. Оборотничество, телепортация.
Количество сообщений : 459

Репутация : 2

Лист персонажа.
HP:
Рыцари Left_bar_bleue625/625Рыцари Empty_bar_bleue  (625/625)
MP:
Рыцари Left_bar_bleue50/50Рыцари Empty_bar_bleue  (50/50)
Опыт:
Рыцари Left_bar_bleue500/9000Рыцари Empty_bar_bleue  (500/9000)

Рыцари Empty
СообщениеТема: Рыцари   Рыцари EmptyЧт 24 Янв - 1:09

Сразу хочу оговориться, что данные тексты не принадлежат моему перу и взяты из различных энциклопедий. Возможно лишь, что кое-где я внесу свои комментарии, потому как временами хочется отобрать у авторов некоторых статей розовые очки и сунуть под нос хотя бы "Межевого рыцаря" Джоржа Мартина - слишком уж ими овеян романтикой образ этого воина.
На деле зачастую, если не в подавляющем большинстве случаев, это был грубый, грязный и зловонный человек совершенно недалёкого ума. В общем, истинный сын своей эпохи. (То ли дело мы, эльфийские рыцари =) )
Надеюсь, данная информация покажется кому-нибудь интересной.
Рыцари Knight_by_SakuraMitsukai

Материалы взяты из книг
Ольга Огнева
"Рыцари: турниры, Оружие"
Владимир Малов
"Рыцари"
(ИМХО, эти двое сидели за одной партой и усердно списывали друг у друга)

и с сайтов
http://moderncrusaders.ru/
http://wikipedia.ru/

Возможно, в дальнейшем список будет дополняться


Последний раз редактировалось: Свар’Грай (Чт 24 Янв - 1:26), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Свар'Грай
Дон Кихот местного разлива
Свар'Грай


С нами больше года!! Заслуженный модератор! Автор самого красивого поста осени 2012
Пол : Мужчина
Умения: : Фехтование двуручным/одноручным мечом, щит. Оборотничество, телепортация.
Количество сообщений : 459

Репутация : 2

Лист персонажа.
HP:
Рыцари Left_bar_bleue625/625Рыцари Empty_bar_bleue  (625/625)
MP:
Рыцари Left_bar_bleue50/50Рыцари Empty_bar_bleue  (50/50)
Опыт:
Рыцари Left_bar_bleue500/9000Рыцари Empty_bar_bleue  (500/9000)

Рыцари Empty
СообщениеТема: Re: Рыцари   Рыцари EmptyЧт 24 Янв - 1:10

Как воспитывали будущих рыцарей

Рано начиналось воспитание будущего рыцаря. Барон, граф, герцог обычно не радовался, когда в семье появлялась девочка: за ней, будущей невестой, надо было давать приданое в виде части земель. Мальчик же был наследником, будущим рыцарем. Сеньор, у которого родился сын, собирал всех своих вассалов и торжественно объявлял примерно следующее: «Радуйтесь и будьте отныне покойны. Родился ваш будущий сеньор, тот, кому вы будете обязаны вашими ленами, тот, кому вы будете верно служить».

До семи лет мальчик обычно оставался на попечении женщин, потом начиналось суровое военное воспитание. По целым дням он пропадал в лесах, окружавших отцовский замок, учился сражаться на мечах, копьях, биться на палках, стрелять, ездить на коне, плавать, переносить походные тяготы.

Учили его и охотничьим навыкам — обращаться с соколом, носить его на руке, напускать на птицу, охотиться с собаками. Охота была любимым развлечением рыцарства в свободное время.

Однако о развитии ума, обучении каким-либо наукам заботились мало. Редко кто из рыцарей, чего греха таить, умел читать и писать. Грамота считалась, скорее, «женским делом» — девочка училась ей у домашнего священника и потом с удовольствием читала молитвенник или героические баллады.

Мальчику оставалось лишь слушать песни бродячих жонглеров, забредших в отцовский замок, восхищаться подвигами их героев и давать себе обещания подражать им в течение всей жизни.

С ранних лет будущий рыцарь укреплялся в беззаветной вере своих отцов в учение Христа, в христианских заповедях. Но и христианство воспринималось упрощенно, лишь в соответствии с рыцарским духом, поскольку оно как бы оправдывало воинские устремления.

Заповеди любви и всепрощения обычно мало затрагивали сердца, зато воодушевляли на месть за страдания и смерть Христа и желание огнем и мечом распространить на Земле царство Божие. Иисус Христос становился для будущего рыцаря как бы бы верховным сеньором, изменить которому было величайшим позором, и которого надо было защищать до последней капли крови.

К 12-13 годам начальное воспитание завершалось, мальчик вступал в новое качество. Отец отвозил его в замок сеньора или какого-либо знатного рыцаря, своего друга, где он становился оруженосцем. Забот у него было немало.

В мирное время оруженосец ухаживал за лошадьми и собаками сеньора, встречал его гостей, помогал им сойти с коня, накрывал столы, прислуживал за обедом, подавал вино, разрезал мясо.

Во время походов он неотступно следовал за своим рыцарем, возил его доспехи, копья и мечи. В сражении он был в двух шагах от господина, подавал ему оружие на смену, если была в этом необходимость.

В эти же годы оруженосец усваивал «кодекс» рыцарства, те идеалы, которым должен был следовать каждый воин после посвящения в рыцари. О том, какими они были, сегодня можно судить и по историческим источникам, и по «рыцарской литературе» литературным памятникам времен средневековья — балладам, песням.
Вернуться к началу Перейти вниз
Свар'Грай
Дон Кихот местного разлива
Свар'Грай


С нами больше года!! Заслуженный модератор! Автор самого красивого поста осени 2012
Пол : Мужчина
Умения: : Фехтование двуручным/одноручным мечом, щит. Оборотничество, телепортация.
Количество сообщений : 459

Репутация : 2

Лист персонажа.
HP:
Рыцари Left_bar_bleue625/625Рыцари Empty_bar_bleue  (625/625)
MP:
Рыцари Left_bar_bleue50/50Рыцари Empty_bar_bleue  (50/50)
Опыт:
Рыцари Left_bar_bleue500/9000Рыцари Empty_bar_bleue  (500/9000)

Рыцари Empty
СообщениеТема: Re: Рыцари   Рыцари EmptyЧт 24 Янв - 1:15

Рыцари U80274-1

Ритуал посвящения в рыцари. Клятва рыцарей.

Посвящение в рыцари - не то же самое, что принесение оммажа и вассальной клятвы. Посвящение в рыцари - это великое событие в жизни средневекового человека. Это был и символический, и правовой акт. Символический - потому что обозначал прохождение инициации, приобщение к славным рыцарским традициям и представлениям о моральном долге. Не случайно в позднее средневековье стандартным возрастом посвящения в рыцари считался возраст соввершенолетия - 21 год. Правовой - потому что означал вступление человека в рыцарское сословие и пользование всеми его правами и обязанностями. Начиная от права на вассальные отношения ( т. е. "священное" право собственности) и заканчивая правом на почетное отрубание головы (а не позорного повешения - как для простолюдинов). Именно поэтому посвящение в рыцари в обычных случаях (исключая посвящения для участия в суде присяжных или на поле боя) было долгой церемонией, сопровождающейся для семьи новоиспеченного рыцаря огромными расходами на "парадную форму" и пиршество по случаю посвящения. Само посвящение происходило в канун больших христианских праздников (Пасха, Рождество) и освящалось церковью. Отсюда - ночное бдение рыцаря у алтаря перед утренней церемонией. Церемония посвящения сопровождалась процедурами переодевания в разные одежды (белую, черную и парадную), процедурами вручения сакральных символов принадлежности к рыцарскому сословию - меча, герба, шпор, шлема, копья. Ключевым моментом посвящения в рыцари была рыцарская клятва на каком-либо кодексе, устанавливающая морально-этические нормы поведения рыцаря. Затем - слова посвящающего (сюзерена, епископа, отца) "Посвящаю ..., сына ..., в рыцари" (это примерные слова). Удар по затылку (в некоторых странах пощечина) носил символический характер. Равно как и и то, что посвящаемый стоял на коленях, а потом (после сакральных слов) посвящающий поднимал его с колен (т. е. делал равным себе) и три раза целовался с ним.

Принесение оммажа и клятвы - это церемония установления вассальных отношений. Оммаж (от homo - человек) означал "принятие в человеки какого-либо сюзерена". Сама церемония оммажа весьма схожа с церемонией посвящения в рыцари. Однако, есть различия.
Будущий вассал (обязательно УЖЕ рыцарь !!!) становился на колени и вкладывал руки в руки будущего сюзерена. Затем кандидат произносил вассальную клятву, в которой обещал исполнять обязанности и соблюдать табу (например, не домогаться жены сюзерена). В ответ на это сюзерен произносил свою клятву, в которой подтверждал права вассала и обещал соблюдать примерно такие же табу. После этого сюзерен поднимал вассала с колен, обнимал его и целовал в губы.

Клятва рыцаря

1. Рыцарю подобает быть верным своей Клятве. В первую очередь – Клятве, данной своему Сюзерену.
Единственно возможным для Рыцаря Чести будет почтительное отношение к своему Сюзерену. Если Рыцарь более сведущ в каких-либо вопросах, он может почтительно дать совет своему сюзерену в разговоре один на один.
Приказы Сюзерена выполняются беспрекословно. Невыполнение приказа Сюзерена равносильно предательству.

2. Рыцарь вправе дать Клятву своей Даме сердца. Данная Клятва не означает того, что Рыцарь не будет выказывать должного почтения к другим Дамам. Также не освобождает она от Клятвы, данной Сюзерену.
Совершенно недопустимым будет высказывание хулительных слов, а также похвальба своими подвигами в присутствии Дам.

3. Достойным чести Рыцаря будет уважение к чужой Клятве, независимо, касается ли это противника, либо друга. Достойный противник достоин уважения, достойный друг достоин уважения вдвойне.

4. Достойный рыцарь может избрать своим служением служение Господу. Пусть же сей Рыцарь достойно служит ему, как умеет, не только Мечом, но и Словом, и Поступком. Пусть же будет он чист в своем Служении, и не отягощает сердце свое иными Клятвами.

Уже во времена Тацита вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания означало признание его совершеннолетним; оружие вручал кто-либо из вождей племени, или отец, или родственник юноши. Карл Великий в 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Этот германский обычай лег в основание средневекового посвящения в рыцари, как в члены военного сословия, но был прикрыт римским термином; возведение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс» (лат. cingulum militare).

Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый. Сначала рыцарство давалось, по германской традиции, в 12, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление отодвинуть его к совершеннолетию, то есть к 21-му году. Посвящение чаще всего совершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай «ночной стражи» накануне посвящения (veillée des armes). Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императоры стремились утвердить это право исключительно за собой.
Вернуться к началу Перейти вниз
Свар'Грай
Дон Кихот местного разлива
Свар'Грай


С нами больше года!! Заслуженный модератор! Автор самого красивого поста осени 2012
Пол : Мужчина
Умения: : Фехтование двуручным/одноручным мечом, щит. Оборотничество, телепортация.
Количество сообщений : 459

Репутация : 2

Лист персонажа.
HP:
Рыцари Left_bar_bleue625/625Рыцари Empty_bar_bleue  (625/625)
MP:
Рыцари Left_bar_bleue50/50Рыцари Empty_bar_bleue  (50/50)
Опыт:
Рыцари Left_bar_bleue500/9000Рыцари Empty_bar_bleue  (500/9000)

Рыцари Empty
СообщениеТема: Re: Рыцари   Рыцари EmptyЧт 24 Янв - 1:33

Кодекс чести

1. Кодекс рыцарской чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя рыцарями.

2. В случае нарушения Кодекса рыцарем, его судьба будет вверена сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от воли сюзерена, данное лицо лишается благородного рыцарского титула и всех привилегий.

3. Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего сюзерена.

4. Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для рыцаря позором большим, чем клятвопреступление.

5. Каждый рыцарь должен иметь грамоту, подтверждающую его благородное происхождение.

6. В одежде рыцаря должен присутствовать его герб.

7. Рыцарю надлежит всеми силами избегать лжи и обмана.

8. Каждому рыцарю надлежит принимать участие в турнирах.

9. Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному.

10. Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя.

11. Рыцарь должен быть милосердным и кротким и не отказывать тем, кто просит о помощи.

12. Рыцарь должен быть безжалостен к врагам Церкви и сюзерена.

13. Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами.

14. Если между рыцарями возник спор, или один из них словом или делом оскорбил другого, то рыцарь может требовать честного поединка или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках.

15. Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство.

16. Рыцарь не может ударить поверженного противника, а также противника, молящего о пощаде.

17. Взятому в плен в честном бою рыцарю надлежит выплачивать условленный выкуп или возвращаться по обещанию в означенный день и час в тюрьму, иначе он будет объявлен бесчестным и вероломным.

18. Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести своего сюзерена, чести дамы, и собственной чести.
Вернуться к началу Перейти вниз
Свар'Грай
Дон Кихот местного разлива
Свар'Грай


С нами больше года!! Заслуженный модератор! Автор самого красивого поста осени 2012
Пол : Мужчина
Умения: : Фехтование двуручным/одноручным мечом, щит. Оборотничество, телепортация.
Количество сообщений : 459

Репутация : 2

Лист персонажа.
HP:
Рыцари Left_bar_bleue625/625Рыцари Empty_bar_bleue  (625/625)
MP:
Рыцари Left_bar_bleue50/50Рыцари Empty_bar_bleue  (50/50)
Опыт:
Рыцари Left_bar_bleue500/9000Рыцари Empty_bar_bleue  (500/9000)

Рыцари Empty
СообщениеТема: Re: Рыцари   Рыцари EmptyЧт 24 Янв - 1:40

Рыцарские идеалы

Рыцарь прежде всего должен быть христианином. Нельзя было стать рыцарем, не получив святого крещения.

«Это времена горячей веры, — писал один из просвещенных современников, — когда у людей нет сомнений. Они представляют себе вселенную обширным театром, где разыгрывается бесконечная драма, полная слез и радостей, действующие лица которой рассеяны между небом, землей и адом; драма, развязка которой предопределена, действиями которой управляет сам Бог, но которая в каждой сцене представляет большие и разнообразные сплетения. Божественные личности, ангелы и святые присоединяются ежеминутно к человечеству, чтобы направлять его, в то время как сатана и его темные легионы соблазняют и смущают его без конца. Человек, влекомый небесной милостью и адскими соблазнами в две противоположные стороны, свободен волей и господин своей судьбы. Он имеет земную жизнь для выбора между двумя влечениями и, смотря по тому, уступает ли он первому или второму, его душа отлетает по смерти тела в места счастливые, где царит вечная радость, или низвергается в бездны — убежище отчаяния».

Величайшим несчастьем человека по этим представлениям был грех; надо было или избежать его, или очиститься от него. Но вместе с тем считалось, что нет непростительных грехов, нет злодеяний, которых не могло бы искупить искреннее раскаяние и богоугодные поступки.

Рыцарь должен быть не только христианином, но и бойцом за христианскую Церковь. Ему предписывалось охранять и защищать ее. В одной из французских баллад об этом говорится прямо: «Мы — клирики, — молвит служитель Церкви, архиепископ, — и наш долг служить Богу, которому мы молимся за наших друзей. А вы, рыцари, не забывайте, что Бог создал вас для защиты Церкви».

Защищая Церковь, рыцарь был обязан оказывать помощь и всем тем, кто находился под ее покровительством — вдовам, сиротам, слабым. И надо сказать, находятся, особенно в литературных памятниках, замечательные примеры тому, как рыцари следовали этому закону. Вот лишь один из них...

Чувствуя приближение смерти, Карл Великий завещал своему сыну не отнимать у сирот их ленов, а у вдов их последних денег. Однако его сын, король Людовик, быстро забыл заветы отца и предложил графу Гильому во владение лен одного из своих вассалов, погибшего маркиза Беранже.

Но Гильом, зная, что у маркиза остался сын, пришел в бешенство от гнева. В присутствии всех вассалов, он отчитал своего короля: "Благородные рыцари, слушайте меня! Смотрите, как Людовик, наш законный сеньор, вознаграждает своих лучших слуг. Во время битвы с сарацинами, турками и славянами король был сбит с коня. Маркиз Беранже помчался к нему, опустив поводья, с блестящим мечом в руке. Им он прорубил просеку вокруг короля, словно кабан между собак. Потом соскочил с коня, чтобы помочь своему сеньору. Он держал ему стремя. А король сел в седло и умчался, как трусливый пес. Маркиз же Беранже остался, и мы видели, как его убили и разрубили на куски. Мы же, увы, не могли придти к нему на помощь.

Он оставил после себя наследника, которому имя — малютка Беранже. Чтобы предать этого ребенка, надо быть, клянусь Богом, хуже труса и изменника. Если кто осмелится взять землю малютки Беранже, тот вот этот самый меч снесет ему голову".

На подобных балладах и формировалась нравственность будущего рыцаря. Кстати, можно по этой балладе судить и о том, как мало считались на заре рыцарства феодалы со своими королями.

Рыцари должны были служить защитниками права и добра против зла. В борьбе с врагами рыцаря воодушевляла любовь к родине, к которой он был крепко привязан. Свою страну рыцарь считал лучшей страной на свете.

Вот как трогательно прощается тот же литературный герой, граф Гильом, со своей страной Францией, надолго ее покидая: «Он обернулся в сторону милой Франции, и ветер оттуда пахнул ему в лицо; он открыл свою грудь, чтобы дать воздуху больше доступа. Встав против ветра, он опустился на колени: „О, нежное дыхание, веющее из Франции. В ней все те, кого я люблю. Я вручаю тебя в десницу Господа, потому что я сам не надеюсь тебя видеть более“. Из его прекрасных глаз полились слезы. Они льются ручьями по его лицу и обильно смачивают одежду».

Рыцари, защитники Церкви и слабых, должны были служить примерами мужества и проявлять это мужество особенно в борьбе с неверными. Физическим же идеалом рыцаря был сильный и смелый воин, который «одним ударом меча разрубает воина на коне и в доспехах от макушки до низу вместе с лошадью», который «без труда за раз разгибает четыре подковы», «поднимает до головы рыцаря в доспехах, который стоит на его руке», и наконец... съедает за обедом четверть барана или целого гуся.

Рыцарь дорожит своим именем: «Лучше умереть, чем быть названным трусом». Для рыцаря честь дороже жизни.

«По-рыцарски» надлежало обходиться и с побежденным противником, равным по рангу. Рыцарь должен был обращаться со своим пленником, как с самым почетным гостем, даже если тот был ему смертельным врагом. Пленники, как правило, предлагали за свое освобождение выкуп, а так же дорогие доспехи и боевого коня. Рыцарь не мог напасть на другого рыцаря без объявления войны.

З.Ы. Во всём этом ключевым словом является фраза "равный по рангу". Простолюдина рыцарь мог запросто и избить, и ограбить, а то и вовсе убить без малейшего зазрения совести. О власти рыцарей часто говорят как о "кулачном праве"; то было не право, а произвол и насилие. В Европе, так и за её пределами, они творили всяческие бесчинства. В подземных тюрьмах собственных замков они годами держали пленников, требуя за них выкуп. Встреча с рыцарем в поле или на большой дороге не сулила ничего хорошего.
Вернуться к началу Перейти вниз
Свар'Грай
Дон Кихот местного разлива
Свар'Грай


С нами больше года!! Заслуженный модератор! Автор самого красивого поста осени 2012
Пол : Мужчина
Умения: : Фехтование двуручным/одноручным мечом, щит. Оборотничество, телепортация.
Количество сообщений : 459

Репутация : 2

Лист персонажа.
HP:
Рыцари Left_bar_bleue625/625Рыцари Empty_bar_bleue  (625/625)
MP:
Рыцари Left_bar_bleue50/50Рыцари Empty_bar_bleue  (50/50)
Опыт:
Рыцари Left_bar_bleue500/9000Рыцари Empty_bar_bleue  (500/9000)

Рыцари Empty
СообщениеТема: Re: Рыцари   Рыцари EmptyЧт 24 Янв - 1:59

Культ Прекрасной Дамы

С расцветом рыцарства связан и расцвет культа Прекрасной Дамы, одно из самых знаменитых и возвышенных проявлений рыцарства. Дело в том, что и женщина стала совсем другой; разительно изменилась сама ее роль в обществе.

В раннюю эпоху рыцарства, до крестовых походов, даже в самых знатных родах она занимала починенное, достаточно униженное положение. Барону-феодалу было, как правило, все равно, на ком жениться, лишь бы за невестой дали много земель. Сеньоры нередко выдавали своих дочерей замуж насильно — за тех, кто был им особенно полезен.

Короли тоже охотно раздавали свободные лены вместе с их богатыми наследницами тем баронам, что им верно служили. Церковь мало вмешивалась в семейные отношения, потому что на женщину смотрела, как на орудие дьявола, соблазнительницу рода человеческого, смирялась с браком, как с неизбежным злом, и ставила безбрачие много выше брака.

Жены баронов коротали свое время в особых женских покоях за рукоделием да чтение и появлялись перед посторонними мужчинами лишь в редких торжественных случаях.

Законы того времени гласили, что женщина не могла ни выступать в суде, защищая свои интересы, ни заключать никаких сделок без ведома и согласия своего супруга. Муж же считался ее полновластным повелителем, и в законах были даже определены случаи, когда барон имел полное право бить жену за какие-нибудь провинности.

Однако два века спустя положение женщины переменилось в корне. Из прежних, скромных и незаметных хозяек и рукодельниц женщины стали царицами общества, госпожами, руководительницами и законодательницами новой придворной жизни.

От женщины, Прекрасной Дамы, теперь требовались вкус к изящному, обходительность в обращении, умение занять гостей, интерес к поэзии, чуткость, отзывчивость. Женщина оказалась восприимчивее к новой культуре, чем мужчина, и сама стала причиной ее дальнейшего развития, увлекая за собой все светское общество.

Рыцари 020d52a3d5abfa9195c32102deaf6130-d36wz43

Как рыцари служили прекрасным дамам

Зародился культ Прекрасной Дамы в южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда быстро распространился по всей Западной Европе.

В одном из старинных источников можно найти такие слова: «Рыцари имеют многообразные достоинства: одни — хорошие воины, другие отличаются гостеприимством и щедростью; одни служат дамам, другие блистают костюмом и вооружением; одни смелы в рыцарских предприятиях, другие приятны при дворе».

Что касается провансальских рыцарей, то они особенно блистали щедростью, гостеприимством, костюмами, да самозабвенно служили дамам и при дворе чувствовали себя лучше, чем на поле битвы.

Прованс был богат, просвещен, здесь процветали торговля и ремесла, развивалась литература. И положение дамы в Провансе тоже было несравненно более высоким, чем в каких-либо других графствах, герцогствах и королевствах. Она могла сама распоряжаться своим имуществом, была абсолютно равна во всех правах с мужчиной.

Культ Прекрасной Дамы зарождался с особого поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась «кроткой Дамой небес», «небесной королевой», ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной.

Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Окружая почитанием какую-либо «даму сердца», рыцарь, в сущности, служил не ей, а какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности, который он создавал в своей душе.

По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. «Редкие достигают высшей добродетели, храбрости и доброй славы, — гласило одно из поучений, — если они не были влюблены».

Идеальный рыцарь теперь — честен, умен, скромен, щедр, набожен, смел, вежлив и непременно влюблен.

Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у нее дозволения служить ей.

Само же служение заключалось в постоянном ношении цветов ее герба, сражениях в ее честь на войне или на турнире, прославлении ее имени и готовности исполнить малейшую ее прихоть.

При этом выборе, однако, рыцарь далеко не всегда руководствовался истинной любовью и привязанностью. Часто он лишь следовал принятому обычаю или тешил свое самолюбие, стараясь добиться расположения какой-либо знатной дамы или знаменитой красавицы.

От верного служения Прекрасной Даме рыцаря не избавляли даже семейные узы; при этом, любопытно, собственная супруга почти никогда не выбиралась повелительницей и предметом обожания.

Но добиться расположения выбранной дамы было, как правило, нелегко. Нужно было совершить ряд подвигов во славу избранницы, одержать громкие победы на турнирах, и только тогда, когда подвигов по ее мнению набиралось достаточно, приходило время особого обряда: дама принимала воздыхателя в свои рыцари.

Обряд почти в точности повторял вассальную присягу сеньору. И основным условием тоже была верность избраннице. Но дама не брала на себя никаких обязательств; обещались только благоволение и милость. Эта духовная связь рыцаря со своей Прекрасной Дамой должна была оставаться тайной для всех, однако ее, как правило, совсем не скрывали. Нередко рыцарь служил знатной даме с прямого согласия ее мужа.

Правила поклонения и служения становились все более утонченными. Провансальские поэты обозначили здесь даже целый ряд ступеней. На первой стоит робкий рыцарь, который уже носит в сердце тайную любовь, однако не смеет еще открыться своей избраннице. Когда он решается на признание, то поднимается на вторую ступень и называется «молящим». Если же дама наконец допускает его к служению себе, рыцарь становится «услышанным», ну и так далее...

Однако красавицы, избалованные всеобщим почитанием, привыкли играть чувствами и нередко оказывались очень капризными. От служащих им рыцарей они требовали самых невероятных порой подвигов в свою честь. Приказ немедленно отправиться на Восток — на подмогу продолжающим сражаться с неверными крестоносцам, — был еще не самым трудным заданием. Недаром провансальский поэт XII века высмеивал капризы Прекрасных Дам такими строками: «То я должен достать красавице из огня саламандру, то выстроить на море дом из слоновой кости, то перенести сюда из Галилеи гору, на которой сидел Адам... Одна надежда осталась у меня: если гора растает, как снег, тогда ответит она мне любовью...»

А много позже, уже в XIX веке, образ капризной красавицы рыцарских времен нарисовал Василий Андреевич Жуковский в знаменитой балладе «Перчатка». Наверное, не сыскать человека, который бы не знал ее. Помните? На арену со львами и тиграми красавица бросила перчатку и приказала своему рыцарю Делоржу принести ее обратно. Не говоря ни слова, рыцарь спустился на арену, поднял перчатку и кинул ее даме в лицо со словами: «Не требую награды».
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Рыцари
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Две стороны. Проклятие Драконов. :: Библиотека :: Словари и энциклопедии-
Перейти: